информационный портал

 

"Бзыбский каньон - Пшица - Высокогорное село Псху" (четырехдневная экскурсия на джипах с походом)

 

маршрут открыт с сентября по конец октября

Псху


Между Главным Кавказским и Бзыбским хребтами, в долине реки Бзыбь, на высоте 600 м. над уровнем моря раскинулось загадочное село Псху. Из пяти перевалов, ведущих сюда, автомобильная дорога проложена только через перевал Чха (Анчхо), проехать по ней можно на полно приводной машине, причем только летом, зимой высота снежного покрова достигает 3-4 метров. Особый климат Псху, чистейший воздух, живописные окрестности, памятники истории - все это позволяет рассматривать Псху как один из центров горного туризма в Абхазии.

У села Псху очень богатая история. Местность эта издревле была населена людьми. В поселке Рашрюа учеными было обнаружено неолитическое поселение и пещера «Медвежья», в которой ученые нашли скопление костей медведя.

В поселке Агурапста стоит дольмен, рядом каменный лабиринт и менгир – огромный камень. Это место издревле было священным у абхазов, и не случайно. В Агурапсте находится одна из святынь Абхазии – Инал-Куба (в переводе гроб Инала). Название Инал-Куба связывают с великим вождем адыгов и абхазов – Иналом.

Рассказывают, что в древности землю адыгов захватили адженуазы (по абхазски и по адыгски так называли генуэзцев). Инал во главе адыгского войска собрался изгнать адженуазов, на помощь ему пришли с берегов Черного моря отряды абхазов во главе с князьями Ачба и Чачба. Объединенное войско абхазов и адыгов сражалось с воодушевлением и хотя конницей трудно было взять крепостные стены, благодаря умелым действиям Инала все крепости были взяты кроме одной. Крепость эта стояла у места впадения реки Теберды в реку Кубань.

По обычаям тех времен противники днем воевали, а вечером ужинали вместе. Однажды, в шатер заглянула супруга Инала, Ее красота пленила иноземца и он решил во чтобы то ни стало заполучить красавицу. Зная обычаи горцев, гость обратился к Иналу:

— Я хочу тебя о чем-то попросить.

— Говори, я исполню твое желание,- ответил хозяин.

— Отдай мне твою супругу и я исполню все твои желания, - бесстыдно ответил гость.

Великий князь потемнел от гнева.

— Инал! - с отчаянной мольбой воскликнула княжна, сорвав с головы платок. Как бы не был оскорблен мужчина, он не имел права нарушать святой закон горцев и обнажать саблю перед женщиной с непокрытой головой. Некоторое время она стояла не шелохнувшись, затем заговорила на абхазском языке, которые не понимали гости:

— Отдай меня Инал, но взамен этого пусть адженуазы оставят землю адыгов. Но здесь ты долго не должен оставаться, должен пойти с войском в Абхазию и помочь моим братьям прогнать из их прекрасной страны захватчиков. Это нужно сделать как можно скорее, не то они погубят Абхазию и абхазов. Ведь адыги и абхазы братья. Жену тебе найдут, но если потеряешь родину - то ее не вернешь, ее надо защищать.

Инал крепко призадумался над словами супруги. В конце он ей ответил:

— В трудное время абхазы пришли нам на помощь, я готов быть рядом с ними.

Присутствовавшие при этом абхазские князья были поражены верности слову и великодушию Инала.

Была принесена клятва, что захватчики покинут землю Кавказа, а адыги их не тронут на своей земле. Но как только адженуазы переправились через Псыж(эти земли уже не были адыгскими), их догнал сын княгини с войском и отбил у захватчиков княгиню.

Инал тем временем, пройдя с войском через горы, спустился в Абхазию и разбил наголову иноземцев, которых к тому же поддерживали куржи, заставил вернуть все земли и оплатить все убытки. Когда куржи увидели, что против объединенных сил адыгов и абхазов они не в состоянии что-либо предпринять, они пошли на хитрость. Прислали парламентеров для заключения мира и на пиру подсыпали Иналу яд в рог с вином.

Иная был предан земле в Абхазии, а могила его стала святым местом. С тех пор многие абхазские роды поклоняются великому воину, принося ритуальные жертвы и совершая обряды. У подножия святого места бьет семь родников. Говорят, что от одного из них происходит целебная вода Аудхара.

До 1864 г. Псху населяло до 5-ти тысяч абхазов. Это была очень воинственная община. Так и не смогли окончательно покорить ее царские войска, несмотря на многочисленные карательные экспедиции. Много псхувцев пало в неравной борьбе и в мае 1864 г. После окончания Кавказской воины они ушли в Турцию, небольшая часть переселилась на Северный Кавказ, где основала несколько аулов. О псхувцах сложено много песен и легенд. Особенно популярна песня о знаменитом воине - Аджырипа Данакае и его младшем брате Омаре.

В районе Псху есть источник, который в переводе с абхазского носит название "Женский родник". Название его идет вот откуда. Во времена исхода абхазов в Турцию (1864 г.), одна женщина будучи на сносях, почувствовала приближение родов возле того места, где бьет родник. Тогда здесь родника и в помине не было, да и ныне во всей округе, кроме этого источника поблизости ничего нет. Женщинам помогавшим при родах, понадобилась вода для роженицы. И тогда все женщины обратились к Всевышнему с просьбой, чтобы поблизости забил родник. Всевышний внял молитвам женщин, покидавших свою родину. Земля разверзлась и из нее забил родник. Роженица благополучно разрешилась и новорожденного омыли водой из родника и благословили. Этот родник, появившийся благодаря воле Всевышнего был назван "Ахэса рдзыхь" (Женский родник).

Очевидец выселения псхуцев Тарас Ачба вспоминал: «Ужасно было видеть с какой нежностью жители Псху прощались со своей родиной. С утра до вечера были слышны душераздирающий плач женщин и детей, их крик, грустные песни. Вечерами, по старым обычаям приносили жертвы, резали овец, кур, готовили на дорогу бастурму, сыр, пекли каду, в бурдюки наливали вино. Прощальные обеды и поминки по умершим продолжались неделями в домах и на кладбищах. Со всех сторон приходили гости и друзья, чтобы попрощаться с выселяемыми, желали счастья в новой стране, произносили прощальные тосты. Грустные, седые старики с неспокойными лицами бродили среди могил предков, прощались с ними, навсегда оставляя землю отцов и дедов. Строгие всадники, которые не желали продавать своих любимых коней, неоднократно спасавших хозяев от смертельной опасности, выводили их к лесу и выстрелами под ухо убивали своих любимых существ. Особенно крик и плач были сильны, когда группа махаджиров направлялась к Сухуму. Кричали и плакали как уходящие, так и провожающие… и сегодня не могу без волнения вспомнить эти тяжелые дни прощания абхазов с родиной. В середине мая в Псху не осталось ни одного абхаза, перед уходом абхазы поджигали все дома и строения».

Во второй половине XIX века было несколько неудачных попыток колонизировать Псху. В начале ХX в. оно стало заселяться выходцами из России, в 20-х годах здесь поселились абазины-ашхарцы.

В 1942 летом и осенью здесь шли ожесточенные бои между гитлеровцами и советскими войсками. В результате наступательных боев дивизия "Эдельвейс" была сброшена с перевалов и Псху было освобождено.

На сегодняшний день в селе Псху живут около 60 дворов. Население в основном русское. Занимаются скотоводством, пчеловодством, охотой и рыбалкой. Есть даже своя небольшая ГЭС, школа, водяные мельницы и аэропорт, на который может приземлиться небольшой самолет.

"Бзыбский каньон и Высокогорное село Псху"

(четырехдневная экскурсия на джипах с походом)

Рассписание

Заказ
Группа не менее 5-6 человек

Группы менее пяти человек могут подавать предварительные заявки. Экскурсия состоится только в том случае, если найдутся желающие на те же числа. Возможные даты экскурсий можно посмотреть в разделе "График экскурсий"

Начало экскурсии

9:00

Окончание экскурсии

~ 19:00

Продолжительность

4 дня (3 ночи)

География похода

1 день

  • Гора Куджба

  • Три смотровые площадки на Бзыпский каньон

  • Гора Арттара

  • Урочище Пшица

  • Ночевка на пассике

2 день

  • Достопримечательности Бзыбского ущелья

  • Водопад Пшица

  • Природная каменная арка и чертов мост

  • Природный каменный мост

  • Место выхода Бзыби из-под скалы

  • Водопад Дзышра

  • Жилище отшельника

  • Ночевка на пассике

3 день

  • Продолжение похода на Псху

  • Ужин и ночевка в селе Псху у местных жителей

4 день

  • Экскурсия по селу Псху и возвращения через Ауадхару на машине

Километраж

(в одну сторону)

От горы Арттара до пасеки – 10км. (5км. старая тракторная дорога, 5км лесная тропинка)

Достопримечательности Бзыбского ущелья – 1.5-2 км.(до каждого объекта)

От пасеки до села Псху – 18км.

Цены на сезон 2011

5500 - 6500 руб./чел.
(в зависимости от группы: чем больше группа, тем ниже цена)

5-6 чел. - 6 500 руб.
7-9 чел. - 6 000 руб.
от 10 чел. - 5 500 руб.

ВНИМАНИЕ!

Дети до 7 лет к походу не допускаются. Дети от 7 до 16 лет допускаются только в сопровождении родителей.

В случае плохих погодных условий, экскурсия может быть перенесена на другой день.

Задать вопрос можно прямо на сайте в режиме онлайн:

 

may06

Туры на Ауадхару на майские праздники 

4 дня в горах 

29 апреля - 2 мая 

6 мая - 9 мая

 

auadhara.10

Пансионат "Ауадхара" - отдых в горах со свеми удобствами.